Общественная дискуссия "Чтение в эпоху чтения"

 13 сентября 2015 года.

Символично, что дискуссия развернулась в Год литературы и прошла именно в здании ЦСПИ – бывшем Институте марксизма-ленинизма – идеологического оплота страны Советов.

В мероприятии приняли участие Любовь Фридриховна Борусяк, социолог, доцент кафедры интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ; Геннадий Валерьевич Кузовкин, историк, руководитель проекта общества «Мемориал» «Опыт чтения и инакомыслие в эпоху застоя», Абрам Ильич Рейтблат, социолог и историк литературы, зав. отделом журнала «Новое литературное обозрение»; Ирина Викторовна Соколова, социолог, профессор РГСУ. Модератор дискуссии – директор ГПИБ России Михаил Дмитриевич Афанасьев отметид в своем выступлении: "Мы встретились в очень интересное время, когда на памяти одного поколения реальность становится историей. За какие-то тридцать лет изменилась эпоха и, оказалось, что с нынешним молодым поколением нас разделяет не только временная, но и культурная дистанция. Оценивая эту ситуацию с позиции историков и социологов, мы понимаем, что современный читатель, да и вообще чтение, стали другими».

 

  

«Разговор о том, что читали в семидесятые, заставляет нас задуматься об актуальности литературы и идеалов того времени, – продолжила тему Л.Ф. Борусяк. – Прежде всего, мы должны понять, какие ценности, связанные с чтением, сохраняются и сегодня. Какие институты их поддерживают? Как соотносится массовая литература поздней советской эпохи и современная? Интерес к какой литературе «социально наследуется», сохраняется с советских времен, а какая ушла – окончательно или на время? Воспринимается ли современной молодежью наша культура как литературоцентричная или это уже не так?

      

А.И. Рейтблат отметил, что то, что происходит с чтением в обществе, говорит о многом. Ведь чтение - своего рода «лакмусовая бумажка эпохи». Развитие современных технологий (интернет, телевидение и т.д.) заставляет нас по-другому посмотреть на роль чтения.

И.В. Соколова поддержала коллегу: «В любом обществе чтение определяется социально-экономическими факторами. Конечно, мы хотим, чтобы оно стало неким атрибутом прогресса. Но на смену нашему поколению пришел совсем другой читатель – читатель новой формации. Если старшее поколение читало в основном для удовольствия, смакуя красоту языка, стройность сюжета, то молодое поколение черпает из книг только информацию. Это не хорошо и не плохо. Просто молодые люди сейчас – другие. Однако, думаю, нельзя пускать этот процесс на самотек. Мне кажется, что мы должны привить молодым людям «вкус» к хорошей литературе».

   

Г.В. Кузовкин рассказал о своей работе: «В нашем проекте «Опыт чтения и инакомыслие в период "застоя"» мы хотим затронуть множество вопросов, касающихся чтения в СССР. Например, нас интересует, что и как читали неофициальные ленинградские поэты в 70-е – 80-е, в годы дефицита – товаров, продуктов и... текстов. Поэты так называемой второй культуры не только пытались утолить собственный читательский голод, но и старались помочь своей аудитории".

В дискуссии также приняли участие Маргарита Михайловна  Самохина (Российская государственная библиотека для молодежи, Сектор социологических исследований, канд. социологических наук.), Григорий Владимирович Белонучкин (информационный центр «Панорама») и Евгения Петровна Воронина ( Научная библиотека РГСУ), Ирина Юрьевна Новиченко (ЦСПИ ГПИБ России). 

Центр социально-политической истории со своей стороны попытался ответить на эти вопросы, обсуждаемые в ходе дискуссии, и представил на суд зрителей новую выставку: «Самая читающая страна в мире: побег с «Малой земли».

Представляя материалы выставки, сотрудник ЦСПИ Денис Миронов отметил, что основное внимание уделено Брежневскому времени, которое еще памятно многим нашим читателям. «Именно на него приходится огромный массив разнообразнейших материалов как по социологии чтения (изучению читателей и чтения в СССР), так и непосредственно рекомендаций по чтению политической, профессиональной и научной литературы, методических изданий по чтению и работе в библиотеках и т.д.

Выставка «Самая читающая страна в мире» будет интересна не только искушенным читателям: им будет приятно вспомнить молодость и самим вспомнить «застойные» времена; но и молодежи: во-первых, для понимания огромного пласта культуры, в котором жили их родители, а, во-вторых, чтобы прочувствовать, как сильно изменились реалии чтения. В лучшую или худшую сторону? Пусть каждый читатель ответит для себя сам.