Московский метрополитен имени Л.М.Кагановича (1931-1941)

В мае 2015 г. Московскому метрополитену им. В.И.Ленина исполняется 80 лет. К этой дате отдел периодических изданий ГПИБ представляет выставку, рассказывающую об истории метрополитена с 1931 по 1941 года, о том, как проходило строительство, кто участвовал в этой грандиозной стройке, почему Московский метрополитен стал самым красивым в мире.

Экспозиция состоит из трех разделов: История Московского метрополитена 1931-1941 гг.; На строительстве московской подземки; Архитектура и архитекторы станций метро.

В первом разделе представлены журналы («Огонек», «Архитектура и строительство Москвы», «Московское наследие», «Строительство Москвы» и пр.) и книги, рассказывающие об истории Московского метрополитена от возникновения самой идеи строительства метро и первых дореволюционных проектов до реализации замысла советскими архитекторами. Особый интерес представляют журналы о проектировании метро с 1902 года и книга, посвященная анализу одного из таких проектов 1913 года инженера Руина - «Несколько слов по поводу Московского метрополитена. М., 1913».

С приходом советской власти столица страны была перенесена в Москву. Одновременно она стала и центром международного революционного движения, поэтому строительству и архитектуре новой советской столицы придавалось особое значение. Из-за увеличения населения и неспособности наземного городского транспорта справляться с пассажирскими перевозками, перед советским правительством встал вопрос о необходимости строительства в Москве метрополитена.

17 июня 1931 г. газета «Правда» напечатала: «Пленум ЦК считает, что необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве, как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем, чтобы в 1932 году уже начать строительство метрополитена», - так страна узнала о решении ЦК ВКП (б) от 15 июня 1931 г.  

Строительство проходило под личным контролем И.В.Сталина и первая линия метро была построена с опережением графика. Работы, запланированные на 5 лет, были выполнены за три года. Первый пробный поезд был пущен еще в октябре 1934 года. 13 мая 1935 года по просьбе строителей метро московскому метрополитену было присвоено имя Л.М.Кагановича, а с 15 мая 1935 года метрополитен был открыт для общего пользования. С тех пор строительство метрополитена не прекращалось.

Второй раздел выставки посвящен строительству Московского метрополитена. Здесь представлены воспоминания строителей, инженеров, проходчиков; статьи из журналов о том, как было организовано строительство («Строительство Москвы», «Городское хозяйство Москвы» и др.), фотографии стахановцев на обложках периодики и книг («Огонек»), плакаты, посвященные стройке метрополитена, стихотворения и художественная литература для детей и взрослых 1934 – 1935 гг.

Строительство метрополитена в Москве было объявлено комсомольской ударной стройкой. Советские люди горячо откликнулись на этот призыв Московского комитета партии и горкома комсомола: «Метрополитен столицы должна строить вся страна!».

К открытию метрополитена в 1935 году на экраны кинотеатров вышел документальный фильм «Есть метро» режиссера Лидии Степановой, посвященный строительству метро. На фабриках и заводах Москвы прошли митинги, посвященные пуску первой очереди метрополитена; фабрика «Большевик» выпустила новый сорт печенья «Метро»; в театрах Москвы прошли спектакли для метростроевцев; была организована эстафета на приз газеты «Вечерняя Москва» по бульварному кольцу.

 

В третьем разделе, посвященном архитектуре станций Московского метрополитена, представлены статьи из журналов и книги непосредственных участников: архитекторов, инженеров, первые впечатления от архитектурного оформления станций 30-х гг. ХХ века («Новое время», «Архитектура и строительство Москвы», «Огонек», «Русское искусство» и др.).

Архитектурному оформлению каждой станции старались придать индивидуальной облик, отвечающий её названию, месторасположению и определенной теме. В газете «Правда» от 14 мая 1935 г. искусствовед и историк архитектуры Д. Аркин писал: «В отличие от европейского и американского метро каждая станция в Москве наделена своим архитектурным лицом. И в то же время все подземные вестибюли и залы говорят об одном и том же архитектурном взрыве, несут на себе яркую печать одного стиля. Да, можно говорить о своеобразном стиле московского метрополитена, о единстве его архитектурного облика. В архитектуре метро дан как бы эскиз архитектурного облика новой Москвы».

В 1934 году был объявлен конкурс на архитектурное оформление станций метро «с таким распределением заказов по мастерским, чтобы по каждой станции получить несколько вариантов в различных архитектурных трактовках, с различным архитектурным подходом» («Строительство Москвы», 1935 г.). В течение месяца были подготовлены и представлены проекты архитектурного оформления станций метрополитена. 

Одним из таких проектов стал вариант оформления станции "Библиотека имени Ленина", разработанный архитектором К. И. Джусом (1934 г.), где он предложил выкрасить потолок в черный цвет, исходя их того, что потолок, окрашенный в такой цвет, лишает зрителя возможности определить степень его высоты. У зрителя создается впечатление, что потолок находится над самой его головой. При этом должен был быть ярко освещен перрон с целью создать впечатление, что человек осенней ночью вышел к поезду под черное небо. Л. М. Кагановичем проект был отклонен.

Выставка Даты проведения

Место проведения Читальный зал периодики