Публичные и методические мероприятия

2019 год

Декабрь. 11 декабря в Исторической библиотеке прошел семинар для студентов и преподавателей Московского городского педагогического университета (МГПУ) по теме «Историческая библиотека в помощь историческому образованию». На семинаре были представлены ресурсы Информационно-методического кабинета и варианты их использования при составлении тестов и различных видов заданий на уроках истории.
Были представлены новый ФГОС (одобрен 28 ноября 2019 г.) и разобранные требования к предметным результатам освоения основной образовательной  программы основного общего образования. Для участников семинара были подготовлены раздаточные материалы: таблицы критериев оценки, виды тесовых заданий, международная таблица стратегии оценивания.

Сентябрь. В Государственной публичной исторической библиотеке 20 сентября прошла презентация монографии доктора исторических наук Екатерины Николаевны Кирилловой «История ремесла во Франции XIII─XVIII вв.: стать мастером».
К презентации была открыта выставка иностранной литературы «Ремесло во Франции в XIII─XVIII веках», подготовленная сотрудниками Научного читального зала.
Книги располагались в двух основных разделах: 1. Экономическая и социальная история Европы в XIII─XVIII веках» и 2. Экономическая и социальная история Франции в XIII─XVIII веках». Внутри разделов была выделена литература по истории развития городов и истории ремесел. Завершал экспозицию раздел энциклопедических изданий.
В настоящее время мы публикуем список литературы, представленной на выставке, несколько расширив его. Добавлены книги, которые есть в библиотеке, но не были представлены на выставке (часть книг из фонда, который закрыт и не выдается, и издания на микроформах). Кроме того публикуется список книг по истории ремесла из фондов Центра социально-политической истории (ЦСПИ, ул. Вильгельма Пика д. 4., корп. 2).
Обращаем внимание наших читателей на ряд иллюстрированных изданий, в которых можно найти изображения гербов и знамен ремесленных корпораций, производственного процесса или оказания тех или иных услуг, инструментов, машин и готовой ремесленной продукции (Parmentier A.-N. № 122 в списке; Chambois E.-L. № 109 в списке, Monteil A.A. Histoire… № 86 в списке). Особое место среди иллюстрированных изданий занимает энциклопедическое издание Discriptions… № 134 в списке. Издание было подготовлено Королевской академией наук по инициативе Жана Батиста Кольбера. Над ним много лет работали известные ученые, создав обширное описание искусств и ремесел, снабдив каждую статью большим количеством иллюстративного материала. В издании представлены практически все производств: добыча угля, выдувка стекла, керамическое, текстильное производства, рыболовство, плотницкие и столярные работы, изготовление свечей и мыла, парикмахерское искусство и изготовление париков, печатное и переплетное дело,  изготовление бумаги, производство чугуна, жестяное дело и др.
Библиографический список размещен на сайте в разделе СОБЫТИЯ — ПРЕЗЕНТАЦИИ — «Презентация книги Е.Н. Кирилловой «История ремесла во Франции XIII-XVIII вв.: стать мастером»
Надеемся, что материалы выставки будут интересны и востребованы историками.

Апрель. Семинаре «Обзор электронных ресурсов Государственной публичной исторической библиотеки для учителей истории».

13 апреля 2019 г. в Исторической библиотеке прошел семинар для магистров кафедры социально-гуманитарных дисциплин Московского городского педагогического университета (МПГУ).
Его темой стали электронные ресурсы ГПИБ России и возможность их использования преподавателями социально-гуманитарных дисциплин в общеобразовательных учреждениях и вузах при подготовке к занятиям: электронный каталог, открытая электронная библиотека, подписные ресурсы. Особое внимание было уделено виртуальным выставкам и Информационно-методическому кабинету (ИМК).
При обзоре блока ИМК «Библиотека — в помощь учителю истории» была дана информация о проекте нового Федерального государственного образовательного стандарта и новых линиях школьных учебников по истории и обществознанию, рекомендованных Министерством образования РФ с марта 2019 года. Участникам семинара были представлены учебно-методические комплексы, выпущенные издательствами «Просвещение» и «Русское слово».
Были даны вариантов вопросов и заданий с использованием текстов и иллюстративного материала, размещенных в различных ресурсах ИМК и виртуальных выставках.
В заключении для участников семинара была проведена экскурсия по библиотеке.

*****

Март

19 марта в рамках семинара по повышению квалификации для библиотек Москвы и Московской области "Информационные ресурсы и услуги Исторической библиотеки: их организация и доступность при обслуживании пользователей" был прочитан доклад по теме "Виртуальное экспонирование и информационно-методический кабинет ГПИБ России".

Сотрудники отдела представили различные виды виртуальных выставок и рассказали об опыте работы библиотеки по созданию электронных ресурсов в помощь учителям и библиотекарям.

*****

15 марта прошел совместный семинар ГПИБ России и ГБУК г.Москвы «ЦБС ЮЗАО» по теме «Использование различных видов документальных и электронных ресурсов в библиотечно-информационном обслуживании читателей».

 
Зам. зав. отдела научных читальных залов М.О.Филиппова выступила с докладом «Обучение пользователей правилам работы с библиотечными документами».
Используя наглядный материал и слайды, она рассказала о правилах пользования библиотекой, обучении пользователей бережному отношению к библиотечным документам, поделилась опытом работы ГПИБ России в этой области с детской и подростковой аудиторией.

*****
 

04 марта 2019 г. в Исторической библиотеке состоялось первое занятие для магистров кафедры социально-гуманитарных дисциплин Московского городского педагогического университета (МПГУ).  Занятие было посвящено истории межпредметных связей в школьном историческом образовании и использованию электронных ресурсов Исторической библиотеки при подготовке интегрированных уроков (история + география). Участникам были представлены сценарии занятий, варианты вопросов и заданий, составленных с использованием ресурсов Информационно-методического кабинета. В заключении для участников занятия была проведена экскурсия по библиотеке.