Храним вечно: “Antiquités Byzantines”

В Государственной публичной исторической библиотеке России открылась экспозиция «Храним вечно: “Antiquités Byzantines”»

       …Ничто не нарушало тишину под сводами старой ватиканской библиотеки, — только шелест страниц обветшавших от времени византийских манускриптов в руках любознательного русского графа Алексея Сергеевича Уварова. Ему, самозабвенно посвятившему собственное свадебное путешествие науке, пожилой кардинал доверит работу с уникальным историческим материалом, разрешив и живописное копирование иллюстраций к древним рукописям павшей Империи.

       Искушенный глаз графа – известного потомственного собирателя сокровищ античности и средневековья, ученого-археолога – оценит богатство и насыщенность цветовой палитры миниатюр на фоне истлевающего пергамента: разноцветье сапфира и голубого топаза, оттенки рубина и граната с отблеском щедрого золочения являли образ навсегда ушедшей эпохи во всем ее великолепии и духовной насыщенности…

       Большое европейское путешествие супругов Уваровых длилось три года - с 1859 по 1862 гг. Множество часов, проведенных графом Уваровым, его молодой супругой Прасковьей Сергеевной и французским художником Шарлем Керюсоном в стенах Ватиканского книгохранилища, в фондах Национальных библиотек Франции и Австрии, библиотеке Британского музея обогатили зарождавшееся русское византиноведение удивительными открытиями, познакомили соотечественников с памятниками искусства Византии — духовной прародины русского православия, а самого графа сделали основоположником русской византологической школы…

       Помимо работы в библиотеках и музеях Европы, чета Уваровых занималась глубоким изучением памятников архитектуры и настенной живописи Рима, Пармы, Генуи, Неаполя… Кроме живописных копий, Уваров заказывал и фотографии многочисленных базилик, мозаик и предметов древней пластики Равенны — определенно, первых фотографических изображений памятников культуры этого старинного города…

       Вероятно, в этот период у Алексея Сергеевича и возник замысел обобщающего труда, посвященного византийскому искусству и его символике. Ученого интересовала иконография Христа, порядок и распределение росписей в церковном пространстве, исторические изображения эпизодов земной жизни Спасителя, тема почитания креста, по изображениям которого он рассматривает примеры как евангельского реализма, так и вероучительного символизма. А.С. Уваров среди первых русских авторов-византинистов обратился к идейной (историко-богословской) и сюжетной стороне живописных памятников. Жаль, что граф не успел усовершенствовать и подготовить окончательный вариант своего детища. Это произошло уже после его кончины стараниями вдовы Прасковьи Сергеевны, которая привлекла к работе над «Византийским альбомом» лучшие отечественные научные силы и издала его в 1890 г.

       Альбом, содержащий очерки Алексея Сергеевича и копии Шарля Керюсона, стал одним из первых книг в России, посвященных византийскому искусству, его истокам и ранним этапам развития. В новое издание книги «Византийский альбом графа А.С. Уварова» 2021 г. включены ранее не публиковавшиеся цветные художественные копии и фотографии византийских миниатюр, мозаик, элементов орнаментального декора IV–XIV вв., некогда собранные Уваровыми в единый альбом «Antiquités Byzantines» («Византийские древности»). Ныне он бережно хранится в Государственной публичной исторической библиотеке России.

       Часть иллюстраций, вошедших в состав альбома «Antiquités Byzantines» («Византийские древности»), представлена в рамках экспозиции ГПИБ России «Храним вечно: “Antiquités Byzantines”», в том числе — живописные копии мозаик римских церквей и миниатюры из собраний Национальной библиотеки Франции (Париж), Ватиканской апостольской библиотеки (Рим), Австрийской национальной библиотеки (Вена), представляющие изображения Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, пророков Исайи и Захарии, византийских императоров, евангельские сюжеты: Благовещение, Встречу Марии и Елизаветы, Поклонение волхвов, Сретение, Распятие, Снятие со креста, Положение во гроб, Явление Христа Женам-мироносицам, Преображение, Тайную Вечерю, Вход в Иерусалим…

Выставка Даты проведения

Время работы

Место проведения Историческое здание, 3-4 этажи (около отдела редких книг)