Русские обители на Афоне
Афон – один из древнейших центров православия, своеобразная «монашеская республика», где на протяжении ряда столетий шло интенсивное культурное общение и взаимообмен православных народов: греков, южных и восточных славян, грузин.
Первое сохранившееся письменное упоминание о русском монастыре относится к февралю 1016 года (под одним из актов, хранящихся в Великой Лавре, стоит подпись Герасима «монаха милостию Божией пресвитера и игумена обители Росов»).
Выставка состоит из двух разделов: «Обители Русского Афона» и «Паломничество на Афон».
В экспозиции представлен труд епископа Порфирия (Успенского) «История Афона», над которым он работал более 40 лет. В этих книгах наиболее полно отражена история Святой горы.
Главным храмом монастыря является храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона.
Сохранился Акт от 1169 года о передаче монастыря навечно игумену Лаврентию и его монахам. С тех пор обитель стала называться Нагорным Руссиком. На выставке представлены «Афонский Патерик» и «Устав Свято-Пантелеймоновского монастыря»
В период татаро-монгольского ига прерываются связи обители с Русью. Монастырь нищает, число русских иноков резко уменьшается, и в основном сербы становятся его насельниками.
С конца XV века основным источником существования Свято-Пантелеимонова монастыря становятся пожертвования московских князей, митрополитов, а затем русских царей (с 1547 г.) и патриархов (с 1589 г.). Русские иноки опять стали прибывать в монастырь. В 1561 г. братия насчитывала 170 человек. В монастыре было 15 храмов. С начала XVIII века Петр I выдавал из царской казны щедрые пожертвования, богослужебные книги, церковную утварь. В XVIII веке насельником Свято-Пантелеимонового монастыря был старец Паисий Величковский, который много сделал для процветания российского монашества. Им были заложены основы института старчества, нашедшие своё прямое продолжение через учеников Паисия в Оптиной пустыни.
На нашей выставке представлена книга о жизни и деятельности Паисия Величковского.
Около 1770 года монастырь переносят на новое место, в прибрежную келлию в честь Вознесения Господня.Так возник Прибрежный Руссик, он же Свято-Пантелеимонов монастырь, который находится на данном месте по сей день.
В связи с начавшейся Греческой национально-освободительной революцией (1821-1829 гг.) в монастырь были введены турецкие войска, братия оказалась вынуждена покинуть монастырь, захватив наиболее ценные вещи и документы. Девять лет скитались иноки, не имея возможность вернуться в обитель.
Россия, положив на алтарь более 200 тысяч своих воинов и немного не дойдя до Константинополя в 1829 году, не только сорвала планы уничтожения афонских обителей, но и сыграла решающую роль в появлении в 1830 году на карте Европы независимой Греции.
В монастырь поступали пожертвования не только от государства, но и от частных лиц. В числе благотворителей обители были вятские купцы Г.Чернов и И.Стахеев, жительница Москвы А.А. Смирнова, вологодский купец Е. Щучев, петербургский купец С.М. Комаров, тульские купцы Сушкины. С середины XIX века связи монастыря с Россией становятся регулярными. Афон и русский монастырь в частности начинают посещать и оказывать покровительство члены российского императорского дома. Совершают паломничество на Афон и русские дипломаты: послы России в Турции (В.П. Титов, граф Н.П. Игнатьев, А.И. Нелидов), иерархи Московской патриархии, известные общественные и политические деятели, ученые, писатели, художники.
Заметным событием в русской культурной жизни стала научная экспедиция П.И. Севастьянова на Афон в 1957 – 1858 гг.. Собранные им материалы – древние иконы, зарисовеи памятников и интерьеров экспонировались на выставках в Москве, Перербурге и Париже. Они стали первым серьезным знакомством русского общества с наследием Афона. На выставке представлен ряд книг, написанных по итогам его экспедиции.
На Афоне и далеко за его пределами были известны и ценились изделия больших живописной и иконостасной мастерских. На территории обители была больница, где лечились не только пантелеимоновские монахи, но и любой болеющий инок любой келлии Святой горы.
На нашей выставке представлены издания монастыря, которые были широко распространены в России и пользовались популярностью у паломников. «Душеполезный собеседник», «Добротолюбие» и др.
Уникальный экспонат нашей выставки – один из томов коллекции, собранной М. Д. Хмыровым «Афон». Это подборка вырезок: из периодических изданий XIX в., из книг с иллюстрациями и картами.
Второй большой раздел посвящен паломничествам русских людей на Святую гору.
Издания «хожений» предваряют общие работы по паломничеству, которые вводят в проблему изучения данной темы. Это исследования Е.И. Малето «Антология хожений русских путешественников XII – XV вв.», Житинева С.Ю. «История русского православного паломничества в X – XVII вв.», Решетовой А.А. «Древнерусская паломническая литература XVI – XVII вв.».
В этом разделе представлены издания «хождений», которые позволяют реконструировать представления русских людей о других странах и народах, их традициях. В процессе паломничества происходит культурное обогащение народов. Обширна паломническая литература XIX в. Это брошюры с описанием паломнической поездки людей разных слоёв общества: иноков, студентов, мещан, которые представлены на выставке. Среди капитальных описаний паломничества выделяется труд В. Г. Григоровича – Барского. Это издание, иллюстрированное прекрасными рисунками из монастырской жизни, представлено в нашей экспозиции.
Представлены воспоминания, «рыцаря Русского Афона» В.А. Маевского и известного писателя русского зарубежья Б. Зайцева.
Российская культура имеет тысячелетнюю историю. В ней слились, сплавились воедино светское и церковное, наследие различных эпох и народов. Осознание паломничества как важной культурной традиции нашей страны – это важное условие преемственности её исторического развития, приобщение к истокам народной культуры и формирования здоровой морально-нравственной атмосферы в обществе.