Литературные салоны и кружки в русской культуре первой половины XIX века

ГПИБ

Год литературы в России логотипКнижная выставка представляет издания из фондов ГПИБ, раскрывающие мир литературных кружков и салонов в России первой половины XIX века, которые оставили заметный след в развитии культуры и общественной мысли.

Выставка открывается разделом, где представлены книги, рассказывающие об истории возникновения салонов в Европе. Эти аристократические салоны и кружки, объединявшие людей с общими интересами, вкусами, жизненной средой, стали пространством интеллектуального общения, где мог активизироваться творческий потенциал посетителей салона. Традиция светских гостиных, привнесенная из Франции, в России начала распространяться со второй половины XVIII века. Русская салонная культура зародилась позже европейской и во многом носила подражательный характер, перенимая черты французских салонов. В то же время она имела и свои особенные черты. XVIII столетие явилось периодом подготовки к формированию кружковых традиций XIX века, когда характер процесса их создания и функционирования приобрел черты устойчивости и влияния на духовную жизнь русского общества. Кружки и салоны занимали особое место в жизни русского общества и выступали важным фактором становления и развития национальной культуры.

Ancelot V. Un salon de Paris. Paris, 1866.          Брилиант С. М. Г. Р. Державин. СПб.Б 1893.

 

Второй раздел выставки объединяет работы, в которых содержится анализ феномена российских салонов, их влияния на культурный процесс. Наиболее важные статьи о литературных кружках, салонах и обществах увидели свет на рубеже 1920-1930 гг. Известная книга М. Аронсона и С. Рейсера «Литературные кружки и салоны» (М. ; Л., 1930) убеждает в том, что ведущая роль в русской духовной культуре принадлежала именно интимному кружку. Это издание, сразу ставшее библиографической редкостью, было переиздано только в 2001 г. В работах Ю. М. Лотмана изложены результаты исследования различных аспектов взаимосвязи русской литературы и культуры, исследованы формы и содержание живого общения в салонах А. Дельвига, А. Оленина, Хитрово-Фикельмон, Карамзиных. Интересные наблюдения сделаны В. Вацуро в работах о литературном салоне С.Д. Пономаревой. В 1990-2000 гг. вновь возрастает интерес к истории дворянской культуры, ставятся задачи переосмысления отношения к салонам. В этом отношении показательны работы А. М. и М. А. Гординых, О. С. Муравьевой, Б. А. Успенского. Русским салонам в контексте дворянской культуры пушкинской эпохи посвящены, в частности, энциклопедический словарь «Быт пушкинского Петербурга», книга Н. А. Марченко «Приметы милой старины».

Литературные салоны и кружки. М.-Л., 1930.          Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

 

Часть выcтавочных экспонатов демонстрирует литературу, посвященную тем людям, вокруг которых формировался салон или кружок. В первой половине XIX века в Петербурге наиболее яркими и известными были салоны Воейковой, Голицыной, Дельвига, Карамзиных, Жуковского, Лавалей, Одоевского, Олениных, Плетнева, Пономаревой, Ростопчиной, Смирновой-Россет, Соллогуба, Хитрово, Фикельмон. В Москве в это время представляли интерес салоны Волконской, Елагиной, Свербеевых, Павловых. В разделе широко представлена мемуарная литература. Начиная с последней трети XVIII века, мемуары получили значительное распространение в российских образованных кругах. Их публиковали журналы «Русская старина», «Исторический вестник», «Русский архив». В этих произведениях авторы описывали события, свидетелями которых они были, давали развернутые характеристики своим современникам. В этой связи интересны также «Записки» К.А. Полевого (СПб., 1888), «Литературные встречи и знакомства»  А.Милюкова (СПб., 1890), «Воспоминания» Е.Ф. Юнге  (М., [б.г.]). Кроме того, обращают на себя внимание некоторые современные публикации, не издававшиеся ранее и содержащие весьма ценные комментарии: Оленина А. А. Дневник. Воспоминания (СПб., 1999), Фикельмон Д. «Дневник 1829-1837» (СПб., 2009), Свербеев Д. Н. «Мои записки» (М., 2014).

Русский архив. М., 1864.     Исторический вестник. 1881, июль.     Русская старина. 1804, июль.

В первой половине XIX века салоны существовали не только в Петербурге и Москве, но и в таких провинциальных городах, как Харьков, Казань, Одесса, Воронеж, Вильно. Провинциальные салоны играли значительную роль в духовной жизни местного дворянства, позволяли наполнить конкретным содержанием общественно-гражданские процессы развития культуры. В этом смысле представляют интерес следующее издания: Пиксанов Н. К. «Областные культурные гнезда» (эта работа не переиздавалась с 1928 г.), книга одесского краеведа Д. Атлас «Старая Одесса, ее друзья и недруги», переиздание 1911 года.

Пиксанов И. К. Областные культурные гнезда. Л., 1928.          Атлас Д. Старая Одесса. Одесса, 1992.

 

Четвертый раздел представлен литературой, отражающей роль светских салонов, как интеллектуальных центров воспитания у дворянского общества исторического мышления. В 1810-1820-е годы относительно открыто обсуждались социально-политические проблемы российской действительности. Общественное мнение формировало своеобразный рейтинг популярности ведущих политических деятелей, в том числе самого императора. Завершение первой четверти XIX в. стало своеобразным рубежом по широте и степени проявления общественного мнения в России. Салоны и кружки той эпохи оказались тесно связанными с декабристским движением. Наступление реакции во внутренней политике Николая I обусловило возрастание общественной роли литературных салонов как неофициальной нерегламентированной формы интеллектуального общения. В обществе возникла тяга к свободному обмену мнениями в интимном дружеском кругу. В 30-е годы XIX века интересные литературные кружки создают студенты и выпускники Московского университета, находившегося вдалеке от официального, чиновничьего Петербурга. Таким образом, литературный салон стал особой формой духовной жизни интеллектуальной элиты, организованной для общения по историко-культурной, общественно-политической и философской тематике с акцентом на вопросы литературного творчества. Литература всегда являлась выразителем самосознания культурного общества, отражением переживаемых им проблем, его умонастроений.

Русское общество 30х гг. XIX в. М., 1989.

 

Последний раздел выставки посвящен салонной культуре. Салонная жизнь строилась во многом по законам ритуала светского этикета и в то же время характеризовалась некоторыми собственными правилами и обычаями. Основным и излюбленным занятием посетителей салона была светская беседа. Здесь могли обсуждаться проблемы политики или искусства, литературные новинки. Хозяйка или хозяин салона только выбирали тему и руководили дискуссией, создавая благоприятную атмосферу для презентации талантов своих гостей. Салоны соревновались в искусстве ведения бесед, остроте поднимаемых проблем, и интересности приглашенных гостей. Серьезные разговоры чередовались с играми: шарадами, буриме, живыми картинками. Неотъемлемым атрибутом салонной жизни были альбомы. В России альбом получил название «картинной книги». В начале XIX столетия альбомный репертуар значительно расширился: в альбомах появились автографы, рисунки, акварели. Многие поэты относились к альбомам снисходительно, что не помешало моде на них. Значение альбомов велико, так как представляются весьма важными по ценности документами эпохи. В этом разделе интересны следующие издания: Корнилова А.В. «Мир альбомного рисунка» (Л., 1990), «Правила светского обхождения о вежливости» (М., 1829).

Интересный собеседник. СПб., 1909.     Шарады

Литературные салоны и кружки первой половины XIX в. сыграли заметную роль в развитии художественно-эстетических вкусов и интеллектуальных потребностей просвещенной публики.

 

 

Книжная выставка представляет издания из фондов ГПИБ, раскрывающие мир литературных кружков и салонов в России первой половины XIX века, которые оставили заметный след в развитии культуры и общественной мысли.
Выставка состоит из 5 разделов.
В первом разделе представлены книги, рассказывающие об истории возникновения салонов в Европе. Эти аристократические салоны и кружки, объединявшие людей с общими интересами, вкусами, жизненной средой, стали пространством интеллектуального общения, где мог активизироваться творческий потенциал посетителей салона.
Традиция светских гостиных, привнесенная из Франции, в России начала распространяться со второй половины XVIII века.  Русская салонная культура зародилась позже европейской и во многом носила подражательный характер, перенимая черты французских салонов. В то же время она имела и свои особенные черты.
XVIII столетие явилось периодом подготовки к формированию кружковых традиций XIX века, когда характер процесса их создания и функционирования приобрел черты устойчивости и влияния на духовную жизнь русского общества. Кружки и салоны занимали особое место в жизни русского общества и выступали важным фактором становления и развития национальной культуры.

2-3 картинки.

       Второй раздел выставки объединяет работы, в которых содержится анализ феномена российских салонов, их влияния на культурный процесс. Наиболее важные статьи о литературных кружках, салонах и обществах увидели свет на рубеже 1920-1930 гг. Известная книга М. Аронсона и С. Рейсера «Литературные кружки и салоны» (М.-Л., 1930 г.) убеждает в том, что ведущая роль в русской духовной культуре принадлежала именно интимному кружку. Это издание, сразу ставшее библиографической редкостью, было переиздано только в 2001 г.  В работах Ю.М. Лотмана изложены результаты исследования различных аспектов взаимосвязи русской литературы и культуры, исследованы формы и содержание живого общения в салонах А. Дельвига, А. Оленина, Хитрово-Фикельмон, Карамзиных. Интересные наблюдения сделаны В. Вацуро в работах о литературном салоне С.Д. Пономаревой.
     В 1990-2000 гг. вновь возрастает интерес к истории дворянской культуры, ставятся задачи переосмысления отношения к салонам. В этом отношении показательны работы А.М. и М.А. Гординых, О.С. Муравьевой, Б.А. Успенского. Русским салонам в контексте дворянской культуры пушкинской эпохи посвящены, в частности, энциклопедический словарь «Быт пушкинского Петербурга», книга Н.А. Марченко «Приметы милой старины».

2-3 картинки
   Третий раздел объединяет литературу, посвященную тем людям, вокруг которых формировался салон или кружок. В первой половине XIX века в Петербурге наиболее яркими и известными были салоны Воейковой, Голицыной, Дельвига, Карамзиных, Жуковского, Лавалей, Одоевского, Олениных, Плетнева, Пономаревой, Ростопчиной, Смирновой-Россет, Соллогуба, Хитрово, Фикельмон. В Москве в это время представляли интерес салоны Волконской, Елагиной, Свербеевых, Павловых.
В разделе широко представлена мемуарная литература. Начиная с последней трети XVIII века, мемуары получили значительное распространение в российских образованных кругах. Их публиковали журналы «Русская старина», «Исторический вестник», «Русский архив». В этих произведениях авторы описывали события, свидетелями  которых они были, давали развернутые характеристики своим современникам.
В этой связи интересны также книги Полевого К.А. «Записки» (Спб., 1888), Милюкова А. «Литературные встречи и знакомства» (СПб., 1890), Юнге Е.Ф. «Воспоминания» (М.,б.г.). Кроме того, обращают на себя внимание некоторые современные публикации, не издававшиеся ранее и содержащие весьма ценные комментарии: Оленина А.А. Дневник. Воспоминания (СПб., 1999), Фикельмон Д. «Дневник 1829-1837» (СПб., 2009), Свербеев Д.Н. «Мои записки» (М., 2014).

Картинки: обложки журн.

а. В первой половине XIX века салоны существовали не только в Петербурге и Москве, но и в таких провинциальных городах, как Харьков, Казань, Одесса, Воронеж, Вильно.  Провинциальные салоны играли значительную роль в духовной жизни местного дворянства, позволяли наполнить конкретным содержанием общественно-гражданские процессы развития культуры.
В этом смысле представляют интерес следующее издания: Пиксанов Н.К. «Областные культурные гнезда» (эта работа не переиздавалась с 1928 г.), книга одесского краеведа Д. Атлас «Старая Одесса, ее друзья и недруги»,переиздание 1911года

картинки: теневая, виды

   Четвертый раздел представлен литературой, отражающей роль светских салонов, как интеллектуальных центров воспитания у дворянского общества исторического мышления. В 1810-1820-е годы относительно открыто обсуждались социально-политические проблемы российской действительности. Общественное мнение формировало своеобразный рейтинг популярности ведущих политических деятелей, в том числе самого императора. Завершение первой четверти XIX в. стало своеобразным рубежом по широте и степени проявления общественного мнения в России. Салоны и кружки той эпохи оказались тесно связанными с декабристским движением.
   Наступление реакции во внутренней политике Николая I обусловило возрастание общественной роли литературных салонов как неофициальной незарегламентированной формы интеллектуального общения. В обществе возникла тяга к свободному обмену мнениями в интимном дружеском кругу.
    В 30-е годы XIX века интересные литературные кружки создают студенты и выпускники Московского университета, находившегося вдалеке от официального, чиновничьего Петербурга.
Таким образом, литературный салон стал особой формой духовной жизни интеллектуальной элиты, организованной для общения по историко-культурной, общественно-политической и философской тематике с акцентом на вопросы литературного творчества. Литература всегда являлась выразителем самосознания культурного общества, отражением переживаемых им проблем, его умонастроений.

2-3 картинки

   Последний раздел посвящен салонной культуре. Салонная жизнь строилась во многом по законам ритуала светского этикета и в то же время характеризовалась некоторыми собственными правилами и обычаями.
Основным и излюбленным занятием посетителей салона была светская беседа. Здесь могли обсуждаться проблемы политики или искусства,   литературные новинки.Хозяйка или хозяин салона только выбирали тему и руководили дискуссией, создавая благоприятную атмосферу для презентации талантов своих гостей. Салоны соревновались в искусстве ведения бесед, остроте поднимаемых проблем, и интересности приглашенных гостей. Серьезные разговоры чередовались с играми: шарадами, буриме, живыми картинками.
     Неотъемлемым атрибутом салонной жизни были альбомы. В России альбом получил название «картинной книги». В начале XIX столетия альбомный репертуар значительно расширился: в альбомах появились автографы, рисунки, акварели.Многие поэты относились к альбомам снисходительно, что не помешало моде на них. Значение альбомов велико, так как представляются весьма важными по ценности документами эпохи.
В этом разделе интересны следующие издания: Корнилова А.В. «Мир альбомного рисунка» (Л., 1990), « Правила светского обхождения о вежливости.» М.,1829г.,


2-3 картинки.

    Литературные салоны и кружки первой половины XIX в. сыграли заметную роль в развитии художественно-эстетических вкусов и интеллектуальных потребностей просвещенной публики.

Выставка Даты проведения

Место проведения Выставочный холл, первый этаж

Библиографическое
описание выставки
spisok_literatury.pdf554.26 Kb